К-7 советский летающий исполин

К-7 советский летающий исполин

В конце 1920-х годов у Константина Алексеевича Калинина возникла идея построить гигантский транспортный самолет который стал бы гордостью Советского Союза. Руководящий аппарат СССР не интересовался проектом такого самолета, предполагая, что невозможно построить такой большой летательный аппарат. Однако И. В. Сталину показалась данная идея интересной. Так начались разработки большого самолета.


Конструктором самолета К-7 был Константин Алексеевич Калинин. Родившийся в Варшаве в 1887 году.

Он был летчиком и авиационным механиком во время Первой мировой войны. После войны, используя накопленный опыт, он пошел работать на завод в Харькове авиаконструктором, специализируясь на строительстве транспортных самолетов. Как пример, сконструированный им однодвигательный K-5 был запущен в серийное производство.


Предполагалось, что самолет будет в трех вариантах — бомбардировщик, военно-транспортный самолет и пассажирский самолет. Проектные работы начались в 1929 году. Строительство прототипа началось в 1931 году (по некоторым данным в 1932 году) и было завершено в августе 1933 года.



Самолет получил обозначение К-7 став одним из самых огромных самолетов в мире в свое время. Размах крыльев 53 метра, собственный вес — 21 тонна, стартовая взлетная масса — около 40 тонн. Самолет был оснащен 6 двигателями АМ-34 (поршневые двигатели для авиационной промышленности с водяным охлаждением) мощностью по 750 л/с. Они позволяют скорости достигать около 200 км/ч. Экипаж состоял из 11-20 человек.

В гражданском варианте предполагалась перевозка 128 пассажиров. Другой вариант — «люкс» — предполагал установку в крыле двухъярусных пассажирских кабин по 8 человек в каждой — всего 64 спальных места. В машине располагались комфортабельная кают-компания, буфет, кухня и радиорубка.

Бомбардировочное оборудование размещалось в крыле, а для облегчения веса балки бомбодержателей включили в несущую конструкцию крыла. Запас бомб колебался в зависимости от дальности полета от 9,9 т до 16,6 т. Использование подвесных баков гарантировало дальность полета в 2400 км с бомбонагрузкой в 6 т.

Десантный вариант самолета рассчитывался на 112 парашютистов. Рассматривались возможности транспортировки между тележкой шасси танка весом 8,4 т или другой сбрасываемой техники на парашютах.



Проектируемая конфигурация для бомбардировщика предполагала оснащение 8-ю пушками калибра 20 мм и 8 пулеметами калибра 7,62 мм. Помимо этого предусматривалось перевозить в бомбовых отсеках до 16 тонн полезной нагрузки.

21 августа 1933 года считается днем первого полета К-7. После нескольких испытательных полетов конструкторы решили, что у самолета довольно неплохие летные качества.



21 ноября 1933 года К-7 вылетел на рейс, в котором предполагалось совершить несколько облетов аэропорта, после чего отправиться в Москву. На борту находились 20 человек. К сожалению, неожиданно оказавшись на очень низкой высоте, самолет нырнул и врезался в деревья. 15 членов экипажа погибли в авиакатастрофе.

Здесь стоит привести воспоминания Д. А. Чебышева — одного из инженеров, участвовавшего в испытаниях: «В назначенное время К-7 пролетел над нами, летчик определил, что мы готовы к измерениям, и повел самолет в зону, где набрал скорость и опять пошел к нам. Не долетев до нас 3-4 км, вдруг неожиданно машина резко пошла к земле под углом 30-40° с максимальной скоростью. Удар о землю снес шасси. Самолет подпрыгнул и с работающими двигателями врезался в землю. Начался пожар».

А вот что вспоминал один из пяти оставшихся в живых после катастрофы самолета членов экипажа, П. И. Семеренько: «При заходе за мерный километр Снегирев дал полный газ. Возникла вибрация хвостовых ферм. Ударов я насчитал 15-20. И вдруг к звуку гудения моторов присоединился звук разрыва нижнего лонжерона левой хвостовой балки. Разошедшиеся концы лонжерона защемили управление рулем высоты, и К-7 из снижения уже выйти не мог. В памяти отмечаю вибрацию, на глаз замеряю угол пикирования, повторяю вслух градусы. У земли машина дает левый крен. Жду конца. Рули высоты по-прежнему неподвижны. Удар...» 



Выводы предполагали, что источником вибрации являлись серворули при некоторых режимах работы седьмого двигателя. Но эту причину документально подтвердить не удалось. И только несколько лет спустя М. В. Келдыш нашел выход в борьбе с флаттером — необходима весовая балансировка рулей. Но тогда этого еще не знали...



Изменившиеся взгляды руководства отечественной авиации на строительство крупных самолетов не позволили коллективу завершить работу над К-7. Самолеты были законсервированы, причем один из них был готов наполовину. И хотя еще неоднократно Калинин пытался доказать нужность машины подобного типа, противоборство своему проекту ему сломить не удалось.

Самолет К-7 вошел в историю мировой авиации как смелый шаг, поскольку подобных самолетов в то время не существовало ни в одной стране мира. Они появились лишь в ходе второй мировой войны, показав, насколько дальновиден был замысел выдающегося советского авиаконструктора Константина Алексеевича Калинина и его соратников.


144
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...