Секта скопцов

Секта скопцов

Собственно секта она и есть секта. Построена на ровно таких же принципах, как и современные секты. Только что не всегда сейчас заставляют членовредительствовать (при чём, в прямом смысле этого слова). Удивительно, как одинаково реализуются такие психологические подходы в совершенно разные времена истории.


Все началось с того, что крестьянин Кондратий Селиванов основал общину в Тамбовской губернии и начал проповедовать свое учение. Он считал, что людям надо побороть похоть и предлагал вполне конкретные для этого действия (попросту говоря кастрацию), свою правоту он доказывал тем, что является сыном божьим и действует по прямому указанию Бога.



Кондратий Селиванов

Собственно ритуал он называл «огненным крещением» и проводился специально обученными людьми, иногда, правда, люди делали это самостоятельно. Примечательно, что ритуалу могли подвергаться не только мужчины, но и женщины, в таком случае удалялись половые губы и груди.



Скопцы в Якутии

Удивительно, но секта быстро росла. То есть люди, в большинстве своем добровольно соглашались на подобную процедуру. Этому было несколько причин, во-первых, адепты старались привлекать в секту богатых крестьян, внушая им, что они превратятся в ангелов уже на земле, а уже через обеспеченных граждан влияли на остальное население деревни, которое зачастую было в долгах у предыдущей категории. Таким образом, обещая простить долги и более того – безбедную жизнь, последователи завлекали к себе новых членов. Во-вторых, люди шли к ним и сами. Ведь скопцы были действительно состоятельными, так как лишая себя плотских позывов, ограничивали себя и во всем остальном, накапливая огромные деньги в общине и по понятной причине детей у них быть не могло. То есть люди шли за благополучной и безбедной жизнью. Но также были случаи оскопления младших родственников против их воли.



Долго такое, понятно, продолжаться не могло. И власть заинтересовалась новым экзотическим течением на своей земле. Были приняты меры и скопцов начали арестовывать, а затем судить. Впоследствии чего более 300 человек были сосланы в Сибирь. С ними же был и Кондратий Селиванов, ему, однако, удалось сбежать.

Удивительно, но этот человек смог восстановить свое влияние и прожить достаточно долгую жизнь. Во время правления Александра I полиции запрещалось входить в дом Селиванова. И тот, ничего не боясь, оскоплял молодых людей. Однако, в 1820 году в секту попали родственники фаворита императора, а именно графа Милорадовича. И власть все-таки заточила Кондратия в одном из монастырей, в котором он впоследствии и скончался в 1832 году.


Якутия. Купец из скопцов Е.П. Ересько.


Казалось бы, история должна была закончиться на этом, однако же нет. Осталось огромное количество последователей данного учения, у них уже была отработана тактика привлечения новых членов, и они продолжали расти. И власть всерьез принялась бороться с данной проблемой. Кто был хотя бы заподозрен в сотрудничестве с ними, сразу же ссылался в Сибирь.

Наиболее известна община скопцов в Якутии. Государевы люди правильно посчитали, что среди якутов данного религиозное учение успеха иметь совершенно не будет (надо сказать, они были правы).




Скопцы сотнями ссылались в Якутию и жили здесь. Надо сказать им особо не запрещали вести свою религиозную деятельность внутри общины. А именно их ритуалы. Обычно они собирались по субботам в специальном доме. Там они читали специальные молитвы, пели, танцевали, крутились и т.д. Это было похоже на что-то вроде транса, в который люди сами себя вводили. Зачастую люди падали без сил, оттого что без устали прыгали и крутились в трансе.


74fb1b02.jpg


Дом скопцов

На улицах их селений было чисто и опрятно. У них также имелись мастерские, лавки и даже ветряные мельницы. Все это и понятно, ведь люди не пили и не предавались прочим утехам. Вся их жизненная энергия была направлена на работу. Благодаря их упорному труду, они умудрялись скапливать большие суммы, которые, впрочем, направляли на развитие своего учения. Например, известны случаи покупки детей и их дальнейшего оскопления. Также деньги направлялись на взятки и подкупы.



Однако, никакие деньги не смогли помочь развиться скопцам в этих суровых землях. Люди попросту умирали, не имея естественного продолжения. Интересно, что последних скопцов осудили в СССР в 1929 году. Так и закончилась это странная история.


Чаепитие скопцов



ПРИМЕЧАНИЕ ОТ АДМИНА ЭТОГО САЙТА:

Эта иллюстрация из книги Е. В. Пеликана «Судебно-медицинские исследования скопчества и исторические сведения о нем» демонстрирует инструменты, которыми сектанты осуществляли свои хирургические операции: опасная бритва, сапожный нож, нож для сыромятной кожи… Иначе как подручными эти инструменты и назвать нельзя. Представления о гигиене стояли у скопческих «коновалов» на весьма примитивном уровне. В результате кустарно проведенных операций новообращенные сектанты нередко умирали от сепсиса либо кровопотери (надо сказать, что власти так и не смогли даже приблизительно определить число погибших при оскоплении людей). Изображенный на приведенном рисунке гвоздь помещен тут неслучайно: свинцовый гвоздь после наложения «большой печати» скопцы помещали в мочеиспускательный канал дабы тот не зарос. Как рассказывали сами скопцы такой гвоздь им приходилось носить 7-8 месяцев — именно столько времени затягивалась рана на месте отрезанного пениса.


«Малая» печать. Эта операция представляла собой стерилизацию мужчины и технически проводилась также как и кастрация животного. Мошонка стягивалась веревкой либо кожаным пояском, а яички иссекались бритвой. Иногда, впрочем, их просто прижигали. Заживление этой раны обычно продолжалось более месяца; обычно первые 7-10 дней периодически происходили обильные кровотечения. Глядя на все это, конечно, просто диву даешься до какого умоисступления может довести человека мудрствования о путях спасения души...


«Большая» печать. Представляла собой следующий этап скопческого «усмирения плоти». Выполнялась после наложения «малой» печати и успешного заживления раны. Нередко между наложениями «малой» и «большой» печатей проходило несколько лет. По скопческим представлениям носитель «большой» печати был особо одухотворен и продвинут в деле спасения своей души. Если «малая» печать порой накладывалась принудительно, то «большая» всегда означала добровольный выбор ее обладателя.

Количество оскопленных сектантов, составлявшее в 18-ом — начале 19-го столетия 50 % ( и даже более ) от общей численности общины, с течением времени неуклонно падало. На пороге 20-го столетия численность скопцов-кастратов нигде не превышала 1/3 «корабля». К этому времени лишь отдельные, наиболее фанатичные члены секты, являлись носителями обоих печатей: большинство ограничивалось лишь «малой». На протяжении 19-го столетия постоянно увеличивалось количество людей, желавших покинуть секту. В официальных документах таких людей называли «скопцами, скопческого обряда не придерживающихся». Сами сектанты таких нестойких адептов брезгливо именовали «полукозлами» (не совсем, правда, понятно, кого они считали «полными козлами» и почему именно). В категорию последних обычно попадали люди, вовлеченные в секту обманом либо по принуждению, например, в малолетнем возрасте.

205
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...